СТАТЬИ
01.08.2019 Роман Минеев

Папоротник и Ленин как сибирские бренды

Основатель Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» Геннадий Шаталов рассказал «Территории Культуры» о кепке Ленина, моде на событийный туризм и перезагрузке фестиваля «МИР Сибири».


Недавно отгремел шестнадцатый «МИР Сибири» в Шушенском. Фестиваль притягивает десятки тысяч жителей края и соседних регионов, участники творческих конкурсов съезжаются со всей страны. Кажется, что в какой-то момент организаторы нашли формулу успеха. Оказывается, поиском такого сочетания элементов занимаются на профессиональном уровне. Геннадий Шаталов, основатель Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards», знает все о том, как сделать успешный региональный фестиваль.

– Геннадий Васильевич, ваши презентации звучат словно откровение. Оказывается, в стране бум в области событийного туризма. И деревеньки на Дальнем Востоке, и целые республики в центральной России стремятся заманить к себе туристов с помощью праздников, отражающих местный колорит. У кого фестиваль сыроварения, у кого день ямщицкой песни. С чем вы связываете всплеск интереса к событийному туризму?

– В числе прочего с тем, что мы проводим популяризационную кампанию. Видов туризма большое количество: круизный, курортный, культурно-познавательный, спортивный. Но у событийного туризма гораздо больше преимуществ: это всесезонность, ведь на горных лыжах не покатаешься круглый год. Радует, что все больше организаторов заходят в зимний период, чтобы люди не сидели дома и не уезжали в теплые страны.

Во-вторых, это самый эффективный инструмент продвижения территории. Когда туристы приезжали на Чемпионат мира по футболу в 2018 году, они не запоминали конкретные города, где проходили игры, они ехали в Россию. И побывав на таком масштабном событии, они будут делиться впечатлениями о всей стране: «В России классно!»

Еще одна причина всплеска – это обострение борьбы между странами, регионами за внимание людей, деньги, туристов. Все хотят, чтобы тратили у них, говорили о них. Для местных жителей становится на одну причину меньше уехать со своей родины. Только закончился фестиваль, они уже начинают готовиться к следующему, потому что приедут туристы.

– Если верить вашим лекциям, вы путешествуете 300 дней в году, видели фестивали от Калининграда до Владивостока. Наверняка, много банального встречаете?

– Да. С одной стороны, встречается банальное, но иногда люди понимают, что надо меняться. Несколько лет назад в Ярославле проводилась восьмидневная Масленица, она считалась главной в стране. Но сегодня я бы отдал пальму первенства «Сибирской масленице», которая уже 12 лет проводится в Алтайском крае. У них профессиональный подход: только проходит фестиваль, через день они подводят итоги и начинают готовиться к следующему. Организуют его владельцы гостиничного комплекса, им выгодно, чтобы приезжали туристы.

– Вы впервые посетили «МИР Сибири», который получил у вас Гран-при в номинации «Лучшее туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов». Какие у вас впечатления?

– В первый день мы допоздна гуляли, слушали бомбических музыкантов – алжирцев, французов. Я услышал любимую якутскую музыку. Встретили нашего друга Сергея Коротченя из Нижнего Тагила, который занимается бурачным промыслом. С утра ездили с экскурсией на Саяно-Шушенскую ГЭС.

Мы с Вероникой Косых, исполнительным директором премии Russian Event Awards, побывали на многих фестивалях, которые стали лауреатами. И всякий раз мы до последнего сомневаемся, а правда ли они достойны награды. Решение о присуждении премии принимает экспертный совет. Ты знаешь конкурентов, и думаешь, что лучше бы отдали награду им. В 2015 году «МИР Сибири» занял лишь 1 место, а в прошлом году получил Гран-при, и я рад, что мы отдали им победу. Изменился не только фестиваль, но и презентация, подача.

– На вашей презентации вы предложили расширить концепцию фестиваля.

– Да, я за то, что фестиваль нужно раскручивать не среди туристов, а среди территорий и органов власти. Чтобы они понимали, что здесь престижно разместить площадку, презентовать территории. Чтобы туристы приехали и прогулялись по регионам Сибири, увидели события, мастеров, этнокультуру.

– А должен ли фестиваль привлекать туристов из-за границы? Иностранцы, как правило, все на сцене.

– Благодаря президенту России этот процесс, думаю, сдвинется. Уже есть электронные визы до Санкт-Петербурга и Калининграда, Владивостока. Оформление российской визы одно из самых сложных. Туристический бизнес это пытался донести до правительства. Владимир Путин сказал, что в правительстве будут думать над упрощением.

– В вашем Инстаграме вы выкладываете фотографии не со всех событий. Видимо, только с самых полюбившихся. С «МИРа Сибири» что опубликуете?

– Я выложу тарелку, где изображен Ленин с крестьянами в Шушенском. Об этом населенном пункте я узнал, еще когда учился в школе в СССР. Нам рассказывали, что это место ссылки Ленина, что к нему приехала Крупская, что у них была свадьба. Мы были детьми, и ссылка нам представлялась суровым испытанием. На самом деле, это было подобием санатория: места обалденные, охота, книги, корреспонденция приходила.

Я купил значки с символикой «МИРа Сибири». Я был на фестивале, и они мне дороги, буду их использовать в следующей презентации. Взял набор сибирских чаев, но я бы их доработал и сделал чай «Шушенский», «Красноярский», ведь хочется местного колорита. Я бы такой чай, который, например, пил Ленин, купил и подарил друзьям.

– Вы приводили пример удачного сувенира, который раскупали иностранные болельщики в городе Ульяновске. Это «Кепка Ленина», скроенная по оригинальным лекалам головного убора вождя. У нас же музей отстраняется от памяти о нем, теперь это историко-этнографический музей «Шушенское».

– Тем, кто это сделал, видней. Возможно, стало не модно. Но если я скажу, что был в музее «Шушенское», не все поймут, нужно растолковать, где это. А в названии «Сибирская ссылка В.И. Ленина» есть привязка к личности, к истории. Ленин – один из самых известных людей 20 века. Нужно это использовать.

– Вы с неподдельным энтузиазмом рассказывали о правильных сувенирах. Что за ними должна стоять история, что важна правильная упаковка, что они должны отражать местность. Пластиковые магниты уходят в прошлое, успех за чем-то оригинальным. На «МИРе Сибири» же много ширпотреба.

– Это не очень хорошо, но рынок сувенирной продукции для туристов меняется. Это болезнь роста: все поначалу хотят делать, как остальные. Выиграет тот, кто быстро учится, реагирует на тренды, пытается работать с историческими корнями, но в современном прочтении, использует новые технологии. Я из каждого музея или с события отправляю открытку, а здесь не смог. При таком количестве человек этот сувенир хорошо бы продавался, хоть и стоит копейки.

– В 2018 году «МИР Сибири» стал лучшим в популяризации народных традиций и промыслов. Насколько сложно в этой номинации победить?

– Делать этнокультурные события, направленные на популяризацию народных промыслов и ремесел, сложнее всего. Не все сегодня готовы погружаться в прошлое, выискивать что-то интересное. Такие фестивали нужно переформатировать с точки зрения популяризации национальной одежды. Нужно привлекать дизайнеров, которые могут делать футболки или рубашки с национальным орнаментом. Внедрять историю в современность.

Нужно чтобы фестивали вовлекали. Слушатель должен не просто смотреть на сцену, а погружаться. Это как с фан-зонами, которые делаются перед чемпионатами по футболу. Болельщики собираются в них до матча, градус ажиотажа поднимается, и затем они идут на стадион. Матч длится 90 минут, но не менее важно, что происходит за его пределами: фан-зона, отели, фанаты, веселье. Матч не начался, а они уже кричалки откричали, станцевали. Любой фестиваль – это не просто концертные программы, пришедшие должны стать частью события. Люди хотят лепить, петь, водить хоровод, пройти мастер-класс, сделать сувенир на память. Сергей Шнуров требует, чтобы в концертном зале был танцпол – для вовлечения.

В музеях уже есть аудиогиды, можно обойтись без экскурсовода. Посетители хотят интерактивности: попробовать, ощутить. Мы тут ели салат «Таёжный» с папоротником, и в дороге нам рассказали, как это растение вымачивать, готовить. До этого я ел папоротник только в китайском ресторане, в центральной части страны его не употребляют в пищу. Я вовлечен: мне рассказали историю, меня вовлекли!

– В одном интервью вы приводили в пример фестиваль «Великий Болгар» в Казани, каждый вложенный рубль в который дает 8 рублей прибыли. К этому нужно стремиться?

– Не фестиваль или бюджет города зарабатывает, а территория. Мы считаем, сколько местные предприниматели, жители заработали. Большинство фестивалей в стране проводится за бюджетные деньги. Это нормально. Бюджет должен поддерживать несколько событий в регионе, которые наиболее ярко продвигают его образ.

– Такое ощущение, что вы выводите формулу идеального фестиваля.

– Алгоритм. Мы готовим методическое пособие на эту тему, дорожную карту, скелет, который можно заполнять уже исходя из территории. Про сувениры уже пособие есть. Фестиваль под кальку перенести нельзя. «МИР Сибири», представляющий Сибирь, в Москве не проведешь – нужен колорит.

По теме:

Названы победители этнофестиваля «МИР Сибири»

«МИР Сибири»: итоги фестиваля в цифрах

Фото: Facebook / Геннадий Шаталов

Комментарии читателей