СТАТЬИ
25.11.2017 Роман Минеев

В Красноярске презентовали словарь отшельницы Агафьи Лыковой

23 ноября в Литературном музее им. В.П. Астафьева города Красноярска презентовали «Словарь старообрядки Агафьи Карповны Лыковой». Корреспондент «Территории культуры» побывал на событии.


В салоне музея собрались представители местного научного сообщества, культуры, СМИ, студенты, адепты старообрядчества.

Как рассказали в Красноярском краеведческом музее, над составлением словаря более 15 лет работала Галина Александровна Толстова, старший научный сотрудник Литературного музея. «Словарь представляет интерес не только для языковедов, но и для историков, антропологов, культурологов, этнографов, религиоведов, ценителей русской истории и словесности – всех, кому интересна русская православная культура», - говорится на официальном сайте музея.

На презентации в Литературном музее выступила научный руководитель словаря профессор Красноярского педуниверситета Людмила Самотик: «Я не читала словарь полностью, только предисловие, работала с Галиной по частным вопросам. Я считаю, что в этой теме она меня переросла. Она была большим ученым, не варилась в своем соку, писала в журнал «Вопросы лексикографии» – единственный журнал о словарях. Галина Толстова выступала в институте русского языка РАН – высшая научная организация по нашему делу, и представляла успешно свой словарь. Рецензентом издания была профессор орегонского университета. Галина Александровна очень серьезно работала, и удивительно, что словарь сделал один человек. Обычно такие издания делают целые академические отделы, секторы, кафедры институтов, и они ничем не занимаются помимо этого. А она делала одна в свободное от работы время. В голове не укладывается!»


В интервью СМИ Аделя Броднева, научный сотрудник Литературного музея, отметила:

«Галина Александровна подошла к теме Агафьи с помощью нашего журналиста Льва Черепанова. Он по своей инициативе передал в краевой краеведческий музей экспонаты Лыковых – вещи, предметы, и после этого мы познакомились. Он Галю буквально толкнул, сказал «только ты можешь это сделать». У него оставались письма Агафьи Карповны, это была переписка с разными корреспондентами, включая старообрядцев, в том числе старообрядческого епископа в Рогожской заставе. Словарь посвящен в первую очередь письменному языку Агафьи Карповны. Ее устный язык – еще одна большая тема, планета, потому что Агафья читает, как молитву «Слово о полке Игореве». Она сохранила исторические песни и предания нараспев. А ее письменный язык касается бытовой переписки, и ее пребывания в тайге».

Тележурналист Андрей Гришаков, который по собственному признанию, семь лет ездит к Агафье и заслужил ее доверие, представил фрагменты документального фильма об отшельнице – в них показана женщина, в глухой тайге вручную таскающая и обтесывающая кедры, чтобы сделать из них кресты и поставить на могилы родственников. После установки пяти крестов, говорит она, она может умирать. «Сибирский федеральный университет стартует с новым проектом, посвященным изучению старообрядчества в Приенисейской Сибири, я в нем принял участие, - отметил Гришаков. - Стартует он с Агафьи Лыковой. Когда студентам я начинал рассказывать о ней, они спрашивали, кто это такая, какая легитимность ее нахождения в заповеднике. Она такая же старушка, просто умеет выживать в тайге. Студентам первого курса это простительно».


Агафья Карповна Лыкова - удивительная личность из семьи отшельников, ушедшей в 1937 году в тайгу по религиозным и социальным причинам. Геологи «обнаружили» семью Агафьи только в конце 80-х, ей тогда исполнилось 34 года. По воспоминаниям первых собеседников, они словно очутились в 19-ом веке: семья из пяти человек была одета в домотканую одежду, ходила в берестяной обуви, жили натуральным хозяйством, охотой и рыболовством. Два сына - Саввин и Димитрий, две дочери - Наталья и Агафья, а также, глава семейства Карп Иосифович, -  жили в таёжной избушке в верховье Малого Абакана.

 Самая младшая дочь, Агафья Карповна никогда не покидала Саянскую тайгу и не общалась с людьми из «мира». Именно поэтому языковая личность старообрядки нетипична и интересна для любителей и ценителей русской словесности. В употреблении Агафьи встречаются слова, бытовавшие  6-7 веков назад! Например, слово «лжепослушество», означающее лжесвидетельство уже не употребляется в обыденной речи с 17-го века.

Агафья Лыкова до сих пор пользуется славянским исчислением, то есть, привычные для нас цифры она записывает старославянскими буквами.  Первые гости Агафьи Карповны, геологи,  отмечали, что речь таёжной жительницы не очень понятна, надо к ней внимательно прислушиваться. С момента первой встречи с основными носителями русского языка, её речь активно стала меняться и продолжает развиваться, словарный запас обогащается новыми словами, но, в тоже время, поскольку членов семьи Агафьи Карповны уже нет в живых, утрачиваются особенности языка предыдущих эпох.  Именно поэтому автор двухтомного словаря Галина Толстова взялась за исследование речи нетипичной языковой личности и для будущего издания, «Словаря  языка старообрядки А.К. Лыковой», и провела масштабную работу.


Экземпляры словаря были подарены представителям старообрядческих общин региона, в том числе переданы архиерею Русской православной старообрядческой церкви епископу Силуяну.

По словам директора Литературного музея Ольги Ермаковой, на данный момент продано порядка 20 изданий. Всего издано 100 экземпляров. Заказы поступают из-за рубежа и изо всех уголков страны. Стоимость двух томов уникального издания – 3000 рублей.

Отметим, что в Литературном музее в зале, посвященном церковной истории Сибири, реконструирован фрагмент деревянной избы Агафьи Лыковой, выставлены личные вещи отшельницы - туески, лапти, четки, посуда. Рассказ о семье Лыковых входит в обзорную экскурсию музея.

Фото: free-writer.ru (первое) / Роман Минеев

Комментарии читателей
Все статьи