СТАТЬИ
31.10.2017 Роман Минеев

Что Москва думает о красноярской биеннале?

«Территория Культуры» прочла большинство рецензий и выделила самые яркие высказывания арт-критиков о XII Красноярской музейной биеннале «Мир и мiръ».


4 ноября в Красноярском Музейном центре «Площадь Мира» состоится 31-я Музейная ночь. По традиции она является частью большой программы Красноярской ярмарки книжной культуры Фонда Михаила Прохорова. Посетителей ожидает насыщенная программа: финал поэтического слэма, перформансы, читки, выступления современных музыкантов. На музейной ночи можно будет ознакомиться и с выставками XII Красноярской музейной биеннале «Мир и мiръ», открывшейся месяцем ранее.

На открытии биеннале не было того оживления и людских толп, что отличают музейные ночи. Отменился, то ли из-за нехватки репетиций, то ли из-за спущенного по случаю выборов запрета на озвучивание острых тем вроде дольщиков и ремонта дорог приказа (версия явно конспиративная) концерт хора жалобщиков. Смотрели первыми биеннале чуть более сотни человек, из них четверть – представители медиа: по словам сотрудников музея, впервые журналисты порядка 20 федеральных изданий, освещающих культурные события в стране, приехали в Красноярск. «Территория культуры» прочла большинство рецензий и выделила самые яркие высказывания арт-критиков о красноярской биеннале.

Примечание: Из текстов мы почти не брали описания экспозиции и концепции. Нас интересовало, как критики оценили труд местных музейщиков и сам музейный центр.

«Мир и мiръ»

«Ведомости» прошлись по многозначному названию «Мир и мiръ»: «Название красивое, но, по правде говоря, мало отражающее содержание выставки, исторического там мало».

«Показательно, что тема истории практически не интересует художников, представленных на биеннале. Едва ли не единственная работа, затрагивающая тему истории, - замечательно остроумный проект "Индекс трансцендентности" группы "Куда бегут собаки"», - подхватывает «Российская газета», которая подготовила одну из самых обстоятельных рецензий. «Эта тема - блестящая находка, золотая жила, что тянет на масштабную многолетнюю разработку, а не на одну выставку. Если в Екатеринбурге придумали и создали Уральскую индустриальную биеннале, то Красноярск вполне мог бы выстроить биеннале вокруг "мира и мiра". Благо тут есть сильный музейный потенциал (дюжину биеннале в Сибири провести - не шутка). Есть и традиции». И далее: «Именно благодаря "широте" темы "Мир и мiръ", трудно рассчитывать на ее раскрытие в одном проекте. Но нельзя не заметить, что кураторы фактически аккуратно обошли узловой момент сюжета - встречу крестьянского мира не только с революцией, например, промышленной или советской, но и с капитализмом».

The Art Newspaper продолжает тему: «Несмотря на то что экспозиция «Мир и Мiръ» приурочена к юбилею революции, с событиями 100-летней давности, за исключением места проведения, ее мало что связывает: ретроспективных произведений в основном проекте биеннале немного. Это, например, совместная работа Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений» — многоэтапное исследование, посвященное драматической судьбе ботаника Николая Вавилова и знаменитому банку семян, который он создал. В основном же работы, говорящие о прошлом, делают это скорее в ностальгическом, чем в историческом ключе, как Леонид Тишков в «Ветхих флагах моей светлой родины», где вновь обращается к теме личной памяти».

Сайт Gazeta.ru отмечает, что часть из художников-участников стали заложниками жанра «хождение в народ». «Таково, например, исследование жизни белорусского колхоза, которое провели студенты университета в Линце. Часть обратилась не к истории и даже не к современности русской деревни, а к мифу о ней. Ускользающий и в то же время до боли понятный образ с выхолощенным содержанием наиболее удачно передает работа Ани Желудь – проволочная модель города, сконструированного из десятка однотипных домиков и таких же невыразительных крестов».

«Собственно, к революции и связанным с ней конфликтам никто из художников так и не подобрался. Исключением стал разве что остроумный проект «Индекс трансцендентности» группы «Куда бегут собаки»» - Gazeta.ru солидаризуется с «Российской газетой».

Сайт Around art хвалит музейщиков: «Кураторы, ступив на опасное по нынешним меркам поле, заминированное рассуждениями о «традициях и современности», не впали в рессентимент и погоню за национальной экзотикой. Проект «Мiръ и мир» объединил социальные и культурные практики, существующие сегодня в зоне приграничья. Формы жизни, по-прежнему характеризующие современность, но остающиеся в ней невидимыми и вымываемые цивилизацией. Подобно тому, как уклад деревенской общины отступал в прошлое под натиском перемен, охвативших ХХ век».

Триумф Сачивко

Красноярскому художнику Виктору Сачивко досталось наибольшее количество хвалебных абзацев и упоминаний. «Сколь иронично, столь и жестко историю столетия «прошивает» серией написанных на картоне картинок красноярский художник Виктор Сачивко. «Хочешь сей, а хочешь куй...» показывает и вариации на тему супрематических крестьян Малевича, и молодого Сталина, и протестный акционизм группы «Война», Pussy Riot и Петра Павленского. История за век добралась до самых последних событий, нарочито небрежные картинки сложились в исторический полиптих», - пишет «Независимая газета». «Ударным, энергичным и жестким» называют выступление художника «Ведомости». «Его серия почти примитивистских картин … начинается с фигуры крестьянина, а кончается изображением поднятого Литейного моста с рисунком группы «Война». Как-то трудно честному русскому художнику высказываться сегодня о русской деревне раздумчиво и нормативно».

«Коммерсант» называет Сачивко «изумительным, тонким и глубоким художником», чье «постоянное участие задает биеннале определенный художественный уровень». «Вот и на этот раз, - пишет Анна Толстова, - работа Виктора Сачивко была одной из лучших: полиптих с несколько эвфемистическим названием «Хочешь сей, а хочешь куй..», состоящий из восьми картин, размашисто писанных маслом по грубому гофрокартону, представляет собой краткую историю революционно-политического искусства России за минувший век, от ремейков агитпроповских пахарей и молотобойцев до образов «Панк-молебна» Pussy Riot, «Фиксации» Петра Павленского на Красной площади и достопамятной акции группы «Война» на Литейном мосту».

Сайт Around art солидарен: «Если «Синие носы» играют с массовым сознанием и мейнстримом поп-культуры, то псевдо-примитивистские зарисовки Виктора Сачивко, в народно-лубочной оптике рассказывающие историю русского искусства от Малечива до Павленского и Pussy Riot, выглядят неожиданно серьезными. Словно доказывая, что в народно-карнавальной оптике скрыт субверсивный потенциал, готовый вырваться наружу в рамках эстетической и социальной манифестации в публичном пространстве».

Попутно упомянем, что «Российская газета» оценила видеоперформанс красноярца Олега Ивановича Пономарева «Василий. Иванович. Суриков», который демонстрирует «многоголосие и неочевидность знакомого вроде бы мира».

Ленинская тема и музей

Для ряда изданий не менее интересными оказались «ленинские» экспозиции музейного центра. «Гипсовый Ильич «шагает» бодро, но неизвестно куда – монумент стоит в углу лицом к стене между музейными этажами. Это часть постоянной экспозиции, выставка идет с нею бок о бок, а изобретательности и насыщенности самой этой постоянной экспозиции (к тому же обновляемой и обновленной сейчас, там – не только о Ленине, о разных вождях и о человеке советском с трансляцией спектакля Дмитрия Крымова «Горки-10» и лекции Ильи Утехина с недавно добавленным разделом о ГУЛАГе...) могли бы позавидовать многие музеи», - отмечает «Независимая газета».

Сайт «Art and houses» и не только их затронула тема ветшающего здания музея: «В рамках образовательной программы была показана немая кинолента «Безрадостный переулок» 1925 года под аккомпанемент австрийского музыканта Герхарда Грубера. В раздробленных пространствах бывшего Музея Ленина, модернистского здания, построенного по проекту Арэга Демирханова на берегу Енисея в 1987 году, киносюжет о неразрешимом конфликте бедности и богатства воспринимался особенно остро».

«Коммерсант»: «Бурная художественная деятельность Австрийского культурного форума и удачно подоспевший Год туризма Австрии—России, в сущности, спасли проект, ни разу не сбивавшийся с двухгодичного шага, но сейчас не нашедший иного, государственного или спонсорского, финансирования. Впрочем, когда фасады красиво осыпаются, превращая бруталистское здание музея в этакий гигантский объект стрит-арта, а вернисаж проходит под звуки капели, потому что крыша течет и повсюду в залах расставлены ведра, не до роскоши вроде биеннале».

О биеннале

Телеканал «Культура», сетовавший, что красноярская биеннале не посетит Москву, отметил: «Чем живёт современная деревня? Этот вопрос в современном искусстве звучит довольно редко. Ещё реже деревня становится главной темой, таких масштабных экспозиций как биеннале. Кстати, большинство работ было создано специально для этого проекта. И это тоже своеобразный знак качества, ведь даже на топовых биеннале частенько показывают работы не новые».

Gazeta.ru отмечает: «В середине 1990-х Красноярская биеннале была своего рода экспериментальной образовательной площадкой, на которой вышедшие из СССР музеи учились взаимодействовать с современным искусством. Сегодня большая часть из них освоилась настолько, что какое новое содержание не внедряй, все будет смотреться смело и свежо. То же произошло и с проектом «мир и мiръ», стилистически и тематически не очень ровным, но удивительно удачно вписавшимся между отвернутой к стене фигурой Ленина и спецпроектом биеннале про август 1991-го».

И продолжает: «Про Красноярскую биеннале поговаривают, что давно пора сделать бессменную кураторскую команду сменяемой, но сказать, что у нового куратора (Симона Мраза – прим.авт.) вышло лучше, чем было раньше, нельзя,— то ли сказывается авральный режим подготовки, то ли группа Ковалевского действительно лучше всех чувствует сложное в идеологическом и дизайнерском плане пространство последнего ленинского музея».

И вторит «Коммерсант»: «Гвоздем сопутствующей программы стали не новые выставки, а постоянная экспозиция «Музей революции», сделанная в этом году под руководством Сергея Ковалевского на гранты Российского фонда культуры и Фонда Потанина: здешняя фирменная тактика интервенции современного искусства и новых музейных подходов в тяжеловесные ленинские залы дала удивительный результат — сочинилась одновременно сентиментальная и ироничная поэма о жизни частного человека в кумачовых советских декорациях. Жаль только, что творчество сотрудников музейного центра «Площадь Мира», самого живого места Красноярска в области визуальной культуры, остается их частным делом, и при федеральном замахе проекта не находит сочувствия и поддержки даже на краевом уровне».

О молодых

«Around art» одними из немногих остановились на параллельной программе, площадкой для которой стали музеи Красноярска, и на II Сибирской лаборатории молодого искусства: «Тема («На Марсе нет Сибири» - прим.авт.), предложенная куратором лаборатории от музея Оксаной Будулак, неожиданно из довольно очевидной стала удачной: после транспонирования, Сибирь, по задумке кураторов, оказывается мифической землёй, выжженным местом для всех, кроме её жителей». «Если сравнивать, красноярская лаборатория работает в технике реализма, это — формовка пространства, копия на копии, с ее разрушительным запуском в космос — по экспозиции гуляешь, как по Марсу: ты как сибирский марсоход, исследующий новую реальность».

Полные отзывы вы можете почитать по гиперссылкам.

Фото: Vk.com / Музейный центр «Площадь Мира»

Комментарии читателей
Все статьи