СТАТЬИ
04.11.2016 Роман Минеев

Фантасмагория убийства

В красноярском театре Пушкина поставили «Преступление и наказание».


Режиссер-постановщик Александр Огарев, художественный руководитель собственной лаборатории в театре «Школа драматического искусства», обладатель «Золотой маски», представил свой взгляд на бессмертную классику.

Весь «широкий» роман целиком на сцену не поместился, действие развивается без сюжетных ответвлений, связанных со Свидригайловым, семейством Мармеладова, матерью и сестрой Раскольникова. Из романа выбраны лишь те сцены, что ярче всего отражают душевное состояние убийцы после совершенного преступления. Но артисты относятся с почтением к великому роману и произносят текст чуть ли не страницами.


Спектакль имеет подзаголовок «русские страсти в 8-ми картинах». Режиссер начинает с главной картины: Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу (45-летнюю, к слову) и зашедшую в комнату не вовремя ее сестру Елизавету. Долго, обстоятельно отмывает кровь с топора и с себя. Тогда как многие постановки романа опускают даже и само убийство, Огарев концентрируется на самой его кровавой части. Далее те самые картины раскрывают по замыслу режиссера сюжетные линии, пересекающиеся в форме креста – земную и мистическую. Вот следователь Порфирий Петрович, Раскольников и его друг Разумихин говорят о газетной статье Родиона о двух породах людей, одной из которых позволено убивать. Раскольников объясняется с проституткой Соней, а в следующей сцене ему грезятся убитые им сестры – фантасмагория со старообрядческим пением, черными воронами и игрой теней. Вновь следователь выпаливает монологи, подводя Раскольникова к признанию. Короткая сцена диалога про коммуны Лужина и Лебезятникова оказывается сродни шаловливому водевилю благодаря тому, что «нигилист и обличитель» обнажается до пестрых трусов и то и дело раздвигает ноги Соне.


При этом не теряется главная линия – это путь Раскольникова от своих безумных воззрений через убийство и терзания к раскаянию и возможному духовному спасению. Огарев, сторонник эмоционального театра, дает нам портрет «юноши бледного со взором горящим». У постановки два актерских состава, и актер Станислав Линецкий воплотил образ экспрессивного, с расшатанными нервами отчисленного студента прошлого столетия. Сначала он пытается возвыситься над людьми, и удается ему это, лишь когда он взбирается на комод, пока Соня читает библейскую притчу о воскрешении Лазаря, а в конце – он уже изнеможен, близок к отчаянию и смирению. Соня, Анастасия Малеванова, – маленькая, хрупкая, жалкая и жалостливая. В середине спектакля в руках ее появляются белые бумажные голуби, позже голубь окажется у Раскольникова – как шанс спасти свою душу. Порфирий Петрович в исполнении Бориса Плоских – второй по яркости герой спектакля. В сцене на квартире следователя он-то расхаживает в неглиже, то скачет через скакалку под гремящий джаз, на ходу импровизируя в своем допросе Раскольникова, и все в нем такое прыгучее, весь он увертливый, в общем, как сам он говорит, «буффон» - забавник.


Интересна сценография «Преступления и наказания». Об исторической эпохе романа, казалось бы, призваны напоминать костюмы героев – а впрочем, ничем особенно ветхим они не отдают, учитывая нынешнюю моду и на пальто, и на шерстяные пиджаки, а уж Соня в своем широком шарфе и подавно выглядит сошедшей с проспекта Мира модницей. Декораций же минимум, подразумевается, видимо, что интерьеры, описанные в столь популярном романе, всем известны, и потому их должно дорисовать воображение зрителя. Стены и потолок покрыты огромными зеркалами, отражающими происходящее на сцене, ведь действия двойников, которые есть у главных героев в соответствии с концепцией романа, сведены до минимума. Задник – экран, на котором, словно предвестники плохого исхода, кружат черные птицы, и в то же время рядом с ним лестницы – как тот же путь к праведности. Сцена усыпана пластиковым песком, по которому то и дело скользят герои, что отражает зыбкость их натур и взглядов.


Все это буйство эмоций, фантазий, брызги воды происходят не в пространстве романа, это плоды фантазии, рождающиеся в голове у читателя романа. Поставив в основу идею о падении человека и возвращении его к праведности, режиссер не проиграл – душу Раскольникова спасает Соня, тело от слишком суровой кары – Порфирий Петрович. И первая и второй – универсальные силы разума и души, живущие в нас, и тянущие нас к свету, во тьму же тянут нас потуги на величие, рожденные собственным умом.

Фото: Роман Минеев

Комментарии читателей
Все статьи