СТАТЬИ
09.07.2017 Роман Минеев

Инна Желанная: У Кадышевой и «МИРа Сибири» разные аудитории

Фестиваль «МИР Сибири» в поселке Шушенском стал первым местом за территорией столицы России, где прошла премьера пластической мистерии «Вилы» - проекта Инны Желанной, в котором соединяются несколько жанров и стилей: народное ансамблевое пение, электронные ритмы, танец и театр.


После выступления мы поговорили с Инной о госфольклоре, сравнили европейские музыкальные фестивали с русскими, и определили, чем «МИР Сибири» лучше Анталии.

- Ваш постановщик назвал «Вилы» пластической мистерией, а с музыкальной точки зрения что это за представление?

Мы никак не характеризуем, не думаем о стилях.

- В ваших танцах параллельно текстовому содержанию рассказывается своя история. Думаете, может ли массовый зритель ее считать?

Мы не ставим цель донести до зрителя нашу историю, нам гораздо приятнее и интереснее, если зритель находит смыслы для себя. После московской премьеры ко мне подошла девушка и спросила, почему вы девочку замотали, а потом она распутывалась – это что значит? Я говорю: как вы сами думаете? Она ответила: я вижу это так, как будто вы ее убили, превратили в кокон, и из нее возрождается новая жизнь. Люди находят для себя объяснения.

- Что для вас самое сложное на выступлениях?

Хочется перестать волноваться перед концертами, потому что первые две-три песни получаются запороты напрочь. Начинается мандраж, голос дрожит, непонятно, что с этим делать, тело не слушается, гортань ходуном ходит. Это пытка. Через три песни в лучшем случае это проходит.

- Насколько много уникального фольклорного материала легло в основу?

В основе – русские народные песни. Рита и Света, два основных голоса в «Вилах», предлагали что-то, что-то я откапывала в залежах. Интернет полон песен.

- Участники группы «Якруна» говорили, что еще больше народной музыки лежит под спудом в архивах.

Да, потому что люди ездили в экспедиции, когда не было компьютеров, архивов, а сейчас это начинают расшифровывать и выкладывать. Бездонный колодец!

- Вы кажется обращались за помощью к Сергею Старостину?

У меня есть часть его архивов, мы там покопались изрядно, в «Вилах» из него нет ни одной песни.

Пользуясь случаем, скажу: в октябре этого года «Вилы» дадут в Сибири четыре концерта: в Омске, Красноярске, Иркутске и Новосибирске.

- Согласны ли вы с тем, что сегодня из общественного сознания вытесняется официальная народная музыка, прославленная Кадышевой и Бабкиной? Усилиями в числе прочего таких фестивалей, как «МИР Сибири».

Да ладно? Вашими бы устами да вытеснить уже это все наконец.

- Неужели не видите положительных изменений? Ведь столько настоящих фольклорных коллективов появилось в стране, они выходят на большую сцену. «Золотое кольцо» же забыто.

Этот процесс не взаимосвязан, они существуют сами по себе, мы сами по себе. У госфольклора тоже есть своя публика, довольно обширная. Мне кажется, мы не пересекаемся, не бодаемся.

- Вы же сами не сразу открыли для себя фольклор.

Для меня мир открылся фольклора с приходом Старостина в группу «Альянс», в 90-91 году, с тем, что Старостин делал на записях альбома «Сделано в белом»: он играет все партии и поет. Когда в 1994 году я собирала свою группу, я пригласила Старостина к себе, и он (шутливо) оказал мне большую честь, десять лет работая со мной.

- В 1990-е вы с коллективом Farlanders попали на волну подъема world music. Как это вышло?

В России не попали, только на западе. Мы же не фольклористы, мы использовали современные средства. Ничего не мешало людям нас понимать, но у нас не было необходимого менеджмента в России, такого, который был на западе. Поэтому с 1994 по 2004 год мы катались и зарабатывали там. А здесь выступали в Москве, Питере и паре городов-миллионников.

- Немного о конкурсной программе фестиваля. Неужели такой многолетний труд, многотысячные концерты в глобальном смысле не способны переломить ситуацию и сделать настоящий фольклор популярным? 

Вы хотите, чтобы фольклор стал модным? Их очень много, таких фестивалей. Этот уникален тем, что при нем существует конкурс - это великое дело, просто подвижничество. В основном фестивали world music и популяризируют этот жанр.

Ситуация меняется: больше людей узнают, что такая музыка существует, не в музее лежит, а вполне себе живая, работоспособная. Это не те люди, которые слушали Кадышеву и вдруг переметнулись – так не будет.

- Вы бываете на разных мировых фестивалях. В Европе, кажется, на них съезжаются меломаны, знатоки, а «МИР Сибири» предназначен для широкого зрителя, который послушает необычную музыку и забудет. Так ли это?

Ошибаетесь насчет европейских фестивалей – там такие же простые люди, занятые с утра до ночи на работе, с семьей, дачами. Им не до музыки. И тут в городе праздник – и все берут семью и идут на фестиваль. Но публика там более воспитанная, там не принято освистыавть, закидывать. А у нас могут себе это позволить.

- Вы с таким сталкивались?

В нас, слава Богу, ничем не кидали, но я была на фестивале рок-музыки, где выступала группа «Братья Гримм». Музыканты, которые уже отыграли, стояли в зале и слушали. И братьев начали закидывать, и не чем-нибудь, а бутылками, и музыканты в том числе! Когда стоящий рядом со мной музыкант, которого я знаю сто лет, недопитую бутылку швырнул на сцену, я охренела. Хотелось ему этой бутылкой дать по темечку. Это вопиющее хамство. И такого здесь очень много. Не нравится, отойди, займись другим.

- Их не приняли, как попсу.

Да чуваки играли на сто голов выше, чем все, что там до этого колбасило.

- С чем связана ваша любовь к «МИРу Сибири»? Вы так часто здесь бываете.

Я здесь работаю в жюри, и надеюсь, так будет продолжаться, что конкурс и дальше будет проходить – это необходимость. Нет такого больше нигде, это единственный в стране фестиваль, который занимается подвижничеством. А в целом, здесь приятнейшая обстановка, душевнейшая. В первый день немножко народа, во второй – уже десятки тысяч, в третий происходит прощание: все плачут, целый год не увидимся. Мы как семья уже.

- Вы часто в интервью упоминаете «МИР Сибири». Слышите ли от знакомых музыкантов о желании приехать на фестиваль?

Многие хотят, но многих останавливает, что в конкурс надо ехать за свой счет. Не все готовы, люди бедные. Что до отдыха, мне тут сказали, сколько стоит на две недели слетать в Анталию, Египет, это просто немереная куча денег. Да приезжайте на «МИР Сибири», что вы, этого моря не видели? Вот где жизнь!

- Что для вас музыкальный мир Сибири? Кажется, у сибиряков нет своего фольклора.

Нет сибирских народных песен? Не может такого быть. Думаю, что просто экспедиции, этнографы ездили по западу, северу, югу, на восток мало кто выбирался. Мы можем не знать об этом.

- В конкурсе много ли сибирских коллективов отмечаете?

Да на конкурсе представлен в основном Красноярский край. Большинство самых сильных участников – это Красноярск, Тува, Новосибирск, Челябинск.

По теме:

В Красноярском крае стартовал фестиваль «МИР Сибири»

Максим Антипов: На Мире Сибири нет сибирской музыки

Саян Бапа: Мы не играем по нотам

Якруна – кладоискатели от культуры

«Для европейских музыкантов концерты в России – источник вдохновения»

«Госканалы создали превратный образ народной музыки»

Фото: Олимпия Орлова / inasound.ru

Комментарии читателей
Все статьи