СТАТЬИ
08.07.2017 Роман Минеев

«Для европейских музыкантов концерты в России – источник вдохновения»

Создатель группы «Аuthentic Light Orchetra», швейцарский мульти-инструменталист и композитор Валерий Толстов рассказал «Территории Культуры» о братстве музыкантов направления world music и о том, почему Россия для европейских исполнителей – земля обетованная.


Напомним, интернациональный коллектив «Аuthentic Light Orchetra», сочетающий джазовую основу с богатством этнических музыкальных стилей, принимает участие в Международном фестивале этнической музыки и ремесел «МИР Сибири», который проходит в поселке Шушенское Красноярского края. Создатель группы Валерий Толстов дал эксклюзивное интервью «Территории Культуры».

- Как коллектив создавался?

Шесть-семь лет назад был такой сайт My Space, там я случайно услышал швейцарскую вокалистку Веронику Стадлер, ее голос звучал необычно и выделялся из того, что я слышал раньше. У меня не было четкой идеи создать группу, но ее голос меня к этому побудил. Я ей написал, она согласилась. Мы встретились, решили сделать запись, и это обросло группой. И вот семь лет активно играем.

- Интернациональный состав сказывается на итоговом музыкальном продукте?

Это и есть основная идея: сплав разных музыкальных стилей и культур.

- Но наверняка армянские мотивы превалируют?

У нас есть несколько армянских песен, но это не фольклор в чистом виде, это видение его через призму нашего взгляда. Еще в авторских композициях наши впечатления отразились. У нас есть и рок, и поп, и классика, мы стараемся максимально расширить стилистическую палитру.

- Как вы попали на «МИР Сибири»?

Я много лет слышал об этом фестивале, и знаю, что он один из крупнейших в России, и важный в регионе, и мысль туда попасть у нас была. Руки не доходили заняться этим. Когда мне пришло сообщение с приглашением, это было очень приятно, потому что это то, чего мы и хотели. До этого мы выступали в Красноярске три раза, там уже есть публика, которая нас знает, и мы знаем регион.

- Расскажите о сотрудничестве с Сержем Танкяном (экс-лидер рок-группы System of a Down) при работе над музыкой к кинофильму.

Фильмов два. Один фильм связан с историей столетней давности, действие его происходит в Османской империи, сюжет связан с геноцидом армян. Серж – известный армянский музыкант, и продюсеры к нему обратились, чтобы задействовать в качестве одного из композиторов. Он предложил привлечь наш проект. Мы до этого сделали с ним проект, я показывал ему нашу группу, ему очень понравилось, и он предложил участвовать в создании саундтрека. Я его аранжировал, а потом мы соединили мою музыку с кусками Сержа, и получилась совместная работа.

- Вы также играли на альбоме Jazz is Christ. Сколько в этом было импровизации? 

В записи этого альбома я участвовал в качестве флейтиста. Это альбом Сержа, он написал всю музыку, ангажировал несколько музыкантов, которые ему нравятся. Я был в Лос-Анджелесе, мы писали треки в его студии. Вторую часть альбома он мне присылал в форме зарисовок, а я добавлял свои партии.

- Серж Танкян - хард-рокер. Отражается ли это на подходе к записи? 

Я из общения с Сержем понял: так как он начинал, как рокер, и долго играл в этом стиле, у него проснулся интерес к другим жанрам. Каждую возможность он использует, чтобы сделать нечто экспериментальное или симфоническое. И часто делает музыку для фильмов. Осенью появится в прокате фильм «Легенда о Коловрате». Серж предложил и нам поучаствовать. Я играю на этнических инструментах, участвуют Вероника Стадлер, наша вокалистка, и Радик Талюш из «Хуун-Хуур-Ту».

- Возникает ощущение, что мир world music – это такое братство музыкантов, где все друг друга знают. 

Сейчас много мероприятий в музыкальной индустрии, джазовой, этнической, создано, чтобы люди заводили контакты, знакомились, сотрудничали. Тем, кто заинтересован, это сделать намного легче, чем лет 10-15 назад, когда не было такой возможности.

- Вы согласны с фразой Фрэнка Заппы, что «джаз не умер, он просто странно пахнет»?

Смотря что понимать под словом «джаз». Новоорлеанский джаз - это конкретная музыка 20-30-40-х годов. В нашем мире джаз – это импровизационная музыка в целом. Не в том смысле, как раньше, а любая. Надо разграничивать эти два понятия.

- Читал, что вы начинали с прогрессив-рока. 

Я начинал с классической музыки, и в то время у меня был друг – старый рокер из Армении, один из активных участников рок-движения Армении Ваган Папаян. В те времена рок был в андеграунде, он притягивал, как субкультура, благодаря которой ты выделялся из массы. Ребята из тусовки были образованные, там было интересно. Это моя первая группа, но ее практически нет.

 - Правда ли, что в Европе джаз приелся?

Да, в Европе наступило пресыщение, потому что слишком много классической и джазовой музыки, она давно звучит, люди к ней привыкли. Есть ощущение, что публика постарела в прямом и переносном смысле. Когда ходишь на джазовые концерты и концерты классической музыки, первое, что бросается в глаза – возраст публики.

- Об этом же говорили музыканты Kaos Protokoll, когда были в Красноярске. Поэтому европейские музыканты ищут по миру молодую аудиторию?

Я наблюдал, что для всех европейских музыкантов, которые приезжают в Россию, концерты тут – это большой источник вдохновения, потому что они имеют возможность общаться и играть для молодой публики. И на джазовых концертах большой процент молодых слушателей.

- Бывает, что чувствуете себя просветителями по музыкальной части?

Публика в России знакома с мировой музыкой, многое сейчас можно услышать в интернете, но есть ощущение, что определенные пласты музыки доходят сюда не так хорошо, как поп-артисты. Джазовые музыканты гастролируют, но это один сегмент музыки. Группы, представляющие менее известные сегменты музыки, пока не могут участвовать в гастрольной жизни наравне с поп-музыкой и джазовым мейнстримом.

В филармониях России играются джазовые концерты, но мне показалось, что они держатся в узком стилистическом сегменте. Жалко, потому что очень много направлений и исполнителей в современной импровизационной музыке, которые бы понравились молодой аудитории.

По теме:

В Красноярском крае стартовал фестиваль «МИР Сибири»

Максим Антипов: На Мире Сибири нет сибирской музыки

Саян Бапа: Мы не играем по нотам

Якруна – кладоискатели от культуры

Фото: vk.com / Аuthentic Light Orchetra

Комментарии читателей
Все статьи