СТАТЬИ
23.12.2016 Роман Минеев

Выстрел по Чехову

Нешуточные страсти разыгрались на сцене красноярского театра Пушкина: поцелуи изменников, стрельба, пьянство и душераздирающие крики – все это вошло в постановку по мотивам «Дяди Вани» А.П. Чехова, премьера которой состоялась в середине декабря.


Режиссер постановки, имеющей второе название «История одного выстрела», Анатолий Ледуховский – лауреат премии «Золотая маска», активно ставящий в России и за рубежом, бережно отнесся к оригинальному сюжету пьесы. На фоне дремотной загородной жизни разворачивается трагедия главного героя – дяди Вани (Сергей Селеменев, сыгравший сумасбродного безумца, впадающего в отчаяние от своей беспомощности), который осознает, что потратил жизнь зря, кумир оказался пустышкой, а поменять что-то уже нет времени. В то же время в доме о бессмысленно потраченных годах сетует доктор Астров (Сергей Даниленко, как всегда ражий мужик, одержимый идеей). Пока отставной профессор Александр Серебряков (Эдуард Михненков, отстранившийся немного от своего героя, то ли намеренно, то ли нет) изъедает близких старческими жалобами, его жена Елена Андреевна (Елена Привалихина) то мается от скуки, то бросается в объятия доктора. Одним из основных действующих лиц в постановке становится Соня – дочь профессора (Анна Шимохина, в игре которой и крик, и покорность судьбе смотрятся органично). Посреди самоедствующих героев Соня бродит с косой – то ли собираясь на покос, то ли пророчествуя домочадцам погибель.


Пространство сцены оформлено по принципу «черного кабинета», популяризированного Константином Станиславским. Действие происходит вокруг стола, уставленного посудой и бутылками,  кровати профессора (и то, и другое выезжает из-под пола), и фортепиано, которое стоит вдали положенной под косым углом сцены. На фортепиано дядя Ваня играет одинокую отчаянную мелодию. В целом для музыкального сопровождения характерен минимализм: вздрагивающие клавиши заставляют сцены выглядеть нелепо. Большую роль играет световое сопровождение – в минуты роковые сцену заливает то красным светом, то широкий луч прожектора выводит из тьмы персонажа.

Постановка не классическая, хотя к тексту отнеслись бережно: здесь и рассуждения Артова о лесах, и о том, что дело делать надо и «пропала жизнь». А вот визуально Чехову нарастили кинематографических эффектов. Антону Павловичу приписывают изобретение нового типа драмы, в котором конфликт строится не на столкновениях персонажей, а на их глубинных переживаниях. В случае постановки Ледуховского вместо тихой уездной пьесы с «мильоном терзаний» мы получаем подобие экспрессивного боевика: здесь вам и похоть, и борьба, и алкоголь рекой. А если добавить и старушек в кокошниках, так вообще получается остросюжетная клюква. Первый выстрел в профессора заставил вздрогнуть многих зрителей – такие неожиданности будоражат не хуже киношного экшна.


В целом, зрителю не стоит отказываться посмотреть такого Чехова, тем более что «Дядю Ваню» в Красноярске, кажется, ставят впервые. Качественная актерская игра, язык оригинала, капля юмора и спецэффектов – и вот мы видим подобие сериала с участием чеховских интеллигентов. А сериалы сегодня – те же романы столетие назад.

Следующий показ состоится 4 января 2017 года.

Фото: Роман Минеев

Комментарии читателей
Все статьи