СТАТЬИ
01.12.2016 Роман Минеев

Современность из скотча и автоэмали

В Красноярске открылась выставка «Молодая Сибирь», собравшая произведения молодых сибирских художников: объясняем, на что в ней обратить внимание.


Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск. Выставка «Молодая Сибирь», Красноярск.

По словам куратора «Молодой Сибири» художницы Светланы Артемьевой, из 200 присланных проектов выставочный комитет отобрал порядка 80. Ограничения были по возрасту авторов – от 18 до 35 лет, и по уровню мастерства. Удачным можно назвать смену формата: если на подобных выставках в 2011-м и 2013-м годах один художник представлял одну работу, то на этот раз зрителям представили множество персональных авторских проектов со своей концепцией. Ее описанием вместе с художниками занимались организаторы, попутно выяснив, что хуже всего обстоят дела с формулировками смыслов у скульпторов. К тому же, текст к почти каждому из проектов сопровождают контакты художников, на случай если зритель захочет познакомиться с творчеством поближе или что-то купить. Выгодно отличается и смена места размещения картин и скульптур: очень просторная галерея с естественным дневным освещением, проходящим сквозь стеклянную стену, явно лучше МВДЦ «Сибирь», который вынужденно год от года становится экспозиционным пространством.


Выставка представляет художников, проживающих в городах всего Сибирского федерального округа. Улан-Удэ и Кызыл представили филигранно выполненные скульптуры героев народных мифов из бронзы – самые дорогие работы в экспозиции. Мастерством карандашного рисунка и акцентом на бытовой теме отличились барнаульцы: в частности, Иван Быков проявил интерес к сельскому быту Алтая, а его земляк Юрий Гребенщиков – к быту городского жителя. Пока многие художники уходили в абстракции, макали кисти в краски потемнее, другие, как иркутяне, брали яркостью. Иркутская художница Александра Янченко в серии «Домоводство» вдохнула жизнь в типовые многоэтажки, сделав их веселыми существами с ногами, руками и крыльями. Есть и социальное искусство – томичи представили проект «Сжечь, нельзя сохранить»: трафареты исчезающих старинных домов, которые наносятся на асфальт там, где старине угрожает разрушение – такую штуку хорошо бы и в Красноярске провернуть.


Участников-красноярцев явное большинство. В работах Александра Гребенщикова «Навсегда молодость» и Александра Блосяка «Я смотрю на лес, лес смотрит на меня» можно отметить стремление к доступности – первый портреты молодежи, именно обобщенные образы, нарисовал гелевыми ручками, второй – многоликий лес разукрасил маркерами. Мария Гейн представила серию «белорусских сюжетов»: портреты пенсионеров и коллажи из цветастых тканей и, кажется, цветочных обоев. Организаторы отметили, что наибольшим успехом у публики пользуются проект Светланы Артемьевой «Под давлением»: пять яиц ненатуральной величины, вылитых из пластика, закрашенных автоэмалью и снабженных вмятинами – в них вечность, которую символизирует форма яйца, сошлась с сегодняшним бытом, олицетворяемым текстурой краски, которой покрывают корпусы автомобилей. Второй успешный проект - «Бессмертие мифа» - принадлежит творческому объединению GММ: это комната с изображениями античных статуй из белого скотча, посередине которой стоит пластиковый Троянский конь на обугленном подиуме – концепцию они реализовали на все сто: современность и история встретились.

В целом, «Молодая Сибирь» показывает, что выигрывают художники, идущие в ногу со временем: как правило, они предпочитают традиционному сочетанию холста и краски новые материалы, отходят от техник академической живописи с ее широкими мазками к тонким линиям, коллажам и инсталляциям.

Выставку можно посмотреть в ТРЦ галерея «Енисей» (ул. Дубровинского, 1и) с 10:00 до 22:00 до 10 декабря. Кстати, все эти дни там же будут проходить культурные события. Вход свободный.

Фото: Роман Минеев

Комментарии читателей
Все статьи