В Красноярске открылась выставка «Молодая Сибирь», собравшая произведения молодых сибирских художников: объясняем, на что в ней обратить внимание.
По словам куратора «Молодой Сибири» художницы Светланы Артемьевой, из 200 присланных проектов выставочный комитет отобрал порядка 80. Ограничения были по возрасту авторов – от 18 до 35 лет, и по уровню мастерства. Удачным можно назвать смену формата: если на подобных выставках в 2011-м и 2013-м годах один художник представлял одну работу, то на этот раз зрителям представили множество персональных авторских проектов со своей концепцией. Ее описанием вместе с художниками занимались организаторы, попутно выяснив, что хуже всего обстоят дела с формулировками смыслов у скульпторов. К тому же, текст к почти каждому из проектов сопровождают контакты художников, на случай если зритель захочет познакомиться с творчеством поближе или что-то купить. Выгодно отличается и смена места размещения картин и скульптур: очень просторная галерея с естественным дневным освещением, проходящим сквозь стеклянную стену, явно лучше МВДЦ «Сибирь», который вынужденно год от года становится экспозиционным пространством.
Выставка представляет художников, проживающих в городах всего Сибирского федерального округа. Улан-Удэ и Кызыл представили филигранно выполненные скульптуры героев народных мифов из бронзы – самые дорогие работы в экспозиции. Мастерством карандашного рисунка и акцентом на бытовой теме отличились барнаульцы: в частности, Иван Быков проявил интерес к сельскому быту Алтая, а его земляк Юрий Гребенщиков – к быту городского жителя. Пока многие художники уходили в абстракции, макали кисти в краски потемнее, другие, как иркутяне, брали яркостью. Иркутская художница Александра Янченко в серии «Домоводство» вдохнула жизнь в типовые многоэтажки, сделав их веселыми существами с ногами, руками и крыльями. Есть и социальное искусство – томичи представили проект «Сжечь, нельзя сохранить»: трафареты исчезающих старинных домов, которые наносятся на асфальт там, где старине угрожает разрушение – такую штуку хорошо бы и в Красноярске провернуть.
Участников-красноярцев явное большинство. В работах Александра Гребенщикова «Навсегда молодость» и Александра Блосяка «Я смотрю на лес, лес смотрит на меня» можно отметить стремление к доступности – первый портреты молодежи, именно обобщенные образы, нарисовал гелевыми ручками, второй – многоликий лес разукрасил маркерами. Мария Гейн представила серию «белорусских сюжетов»: портреты пенсионеров и коллажи из цветастых тканей и, кажется, цветочных обоев. Организаторы отметили, что наибольшим успехом у публики пользуются проект Светланы Артемьевой «Под давлением»: пять яиц ненатуральной величины, вылитых из пластика, закрашенных автоэмалью и снабженных вмятинами – в них вечность, которую символизирует форма яйца, сошлась с сегодняшним бытом, олицетворяемым текстурой краски, которой покрывают корпусы автомобилей. Второй успешный проект - «Бессмертие мифа» - принадлежит творческому объединению GММ: это комната с изображениями античных статуй из белого скотча, посередине которой стоит пластиковый Троянский конь на обугленном подиуме – концепцию они реализовали на все сто: современность и история встретились.
В целом, «Молодая Сибирь» показывает, что выигрывают художники, идущие в ногу со временем: как правило, они предпочитают традиционному сочетанию холста и краски новые материалы, отходят от техник академической живописи с ее широкими мазками к тонким линиям, коллажам и инсталляциям.
Выставку можно посмотреть в ТРЦ галерея «Енисей» (ул. Дубровинского, 1и) с 10:00 до 22:00 до 10 декабря. Кстати, все эти дни там же будут проходить культурные события. Вход свободный.
Фото: Роман Минеев