СТАТЬИ
27.10.2016 Роман Минеев

Егор Кончаловский рассказал об изучении Рембрандта и торговле курицей

В Красноярском Доме кино состоялась творческая встреча с режиссером Егором Кончаловским.


Прибывший в Красноярск по случаю 40-летия детской библиотеки им. Сергея Михалкова внук писателя и потомок художника Василия Сурикова на творческой встрече рассказал о съемках и продюсировании кинокартин, в числе которых «Антикиллер», «Москва, я люблю тебя!» и «Побег», и ответил на вопросы зрителей.  Так, Егор Кончаловский рассказал о коммерческом кино, о том, как стать режиссером, помогает ли ему в работе образование искусствоведа, и поделился творческими планами.

О рекламе и клипах

Реклама была моей кинематографической школой. Целое поколение режиссеров, которое сейчас довольно успешно, Тимур Бекмамбетов, Федя Бондарчук, Юра Грымов и довольно много других вышли из этого малого жанра, или же начинали со съемки клипов. Одной из моих работ последних лет стал клип для Валерии «Это время любви». Мой папа называет клипы «понос образов». И действительно, я смотрю: попа клеится к голове, голова к попе - неважно, главное, чтобы в ритм попадало. Съемка – очень приятное занятие: в Турции, 40 манекенщиц, никакой ответственности – красиво сними и чтобы песня певице в рот попадала. Шучу, это большой труд и сложно снимать, этот клип мы снимали два дня.


Любимый фильм из наследия Андрея Кончаловского

Больше всего из фильмов отца люблю «Романс о влюбленных» 1974 года и «Поезд-беглец» - американский фильм с Джоном Войтом по сценарию Акиры Куросавы, классика японского кино. Я не видел последнюю картину «Рай», за которую отец получил венецианского «Серебряного льва», но другая недавняя картина, тоже отмеченная призом в Венеции, «Белые ночи почтальона Тряпицына», произвела огромное впечатление.

Книга, поразившая в детстве

Величайшее впечатление в детстве на меня произвела книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», взрослое издание, потому что оно очень скабрезное. Есть детская версия. Отличаются они примерно следующим: во взрослой версии книги написано «самое приятное – подтираться утенком», а в детской «самое приятное - вытирать сопли утенком», и так во всем. Это был большой труд одолеть в 10 лет 600-страничный роман.


О критериях, по которым определяют гениальность произведения искусства

Есть кроме гениальных и талантливых работ раскрученные авторы, в частности, есть ряд таких художников – и тут я разделяю мнение моего отца. Я не понимаю, что гениального в «Черном квадрате», хоть убейте! Зачастую не понимаю Пикассо, Ван Гога – что в этом гениального, кроме цены? Не стыжусь этого сказать. Гений трудно объяснить, но существуют имена, которые говорят, что, например, «Мона Лиза» - шедевр. Вот взять Яна Вермеера, маленькие картины, которые завораживают, и есть школа вокруг него, «малые голландцы», они вроде бы такие же, но вот это Вермеер, а они нет. Или говорят: «Рембрандт и его школа», хотя трудно объяснить, что в нем гениального, он был жадина и страшный человек. Когда к концу жизни стал разоряться, потому что все свои деньги вложил в тюльпаны, - которые дорого стоили, и стухли, - ему нужно было писать много работ. Лицо пишет Рембрандт, и оно гениальное, а руки дописывают те, кто вокруг. А есть и другая история о его друге, недавно открытом художнике Яне Ливенсе: тот уехал в Италию и умер по дороге, оставив несколько своих работ. Они с Рембрандтом были в одной художественной школе, и тот после смерти друга соскреб его имя, написал свое и продал. Потом уже, когда появился радиологический анализ, поняли, что это другой художник.

Что до кино, гениален черно-белый фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином». Он о том, как ангелы ходят среди нас, защищают нас. Этот фильм перевернул мою религиозность. Я его посмотрел в 20 лет и с этого момент стал верить, что за моей спиной стоит ангел. Наверное, живопись может оказывать похожее воздействие, просто кто-то чувствует это тоньше. Я плохой искусствовед – я не очень тонко это чувствую.

Помогает ли искусствоведческое образование в работе кинорежиссера?

Когда я был студентом-искусствоведом, моей работой было смотреть картины, желательно в оригинале. Картины – это вымышленный мир. У Гойя или Рембрандта непонятно, откуда идет свет, что за источник, который подобным образом освещает лицо персонажа. Мыслишь ты картину в виде прямоугольника, поэтому экран телевизора или кинотеатра – это картина, просто движущаяся. Образование сильно помогает и во многом определяет выбор операторов, с которыми я работаю. Важно, говорим ли мы на одном языке. Работаю я с Антоном Антоновым, он говорит: «вот такой мы «зурбарановский» свет дадим», и я понимаю, о чем разговариваем. Если клипмейкеру такое скажет оператор, он не поймет, о чем речь, а «вгиковский» образованный оператор понимает. Если есть точка отсчета, от нее ты можешь дальше фантазировать, улучшать свет Рембрандта. Помогло мне образование, да, что там говорить, ведь большая часть живописи – это герои и персонажи в наиболее интенсивный момент их жизни, события, истории. И, возвращаясь к разговору о гении и таланте, эта сила воздействия не может через подсознание не откладываться на то, что ты хочешь увидеть потом на лице артиста, когда он участвует в картине. Недаром раньше фильмы назывались кинокартины.

О шансах начинающего сценариста и режиссера достичь успеха

Все очень плохо. Представляете, сколько каждый год выпускается артистов, режиссеров, сценаристов, но Евгениями Мироновыми или Леонардо Ди Каприо становятся единицы. Это надо понимать и быть к этому готовым. Когда, люди идут поступать на актерский факультет, подозреваю, думают, что точно станут Мироновыми. А жизнь может сложиться иначе. Рекомендации тут бесполезны. Есть единственный путь: никогда не сдаваться и просто переть, как танк, быть настойчивым, беспощадным и любить то, что ты делаешь. Часто мне задают вопрос, надо ли ехать в Москву, в Санкт-Петербург, чтобы пробиться в мире кино. В этом есть смысл, потому что если ты живешь в Детройте или Бостоне, то вряд ли попадешь в американское кино, для этого нужно ехать в Лос-Анджелес. Чтобы попасть на американское телевидение, нужно ехать в Лос-Анджелес или в Нью-Йорк. Есть столицы индустрий. Другой вопрос, что это не значит, что надо покидать родину. Есть масса людей, которые живут в других местах, например, в Париже, а работают в Америке. Почему бы не работать в столице, жить в Красноярске, а потом и работать в родном городе?

Приведу некинематографический пример. Есть такая сеть KFC – они продают жареную курицу, символ их – старичок с усиками. Это реальное лицо, и ему тысячу раз, – я это изучал, отучился по полгода на двух бизнес-курсах, - сказали: идите с вашим соусом куда подальше, у нас тут «Макдональдс», «Бургер Кинг». На тысячу первый раз он продал свой соус и сделал свою сеть. Бернарду Шоу, великому драматургу, раз сорок сказали: валите отсюда с вашими бездарными пьесами, - но он не поверил. Сколько раз мне надо было сказать, какое плохое кино ты снимаешь, чтобы я подумал: буду лучше плохим искусствоведом, чем режиссером? Нужны настойчивость и любовь к тому, что ты делаешь, но надо быть готовым к тому, что это очень тяжелый труд.

Над чем сейчас работает Егор Кончаловский

Сейчас я второй год участвую в написании сценария вместе с двумя профессиональными сценаристами по роману писателя Алексея Иванова, автора «Географ глобус пропил». У него есть другой роман, я не имею права по контракту называть его, «Псоглавцы» - видите, как я быстро сдаюсь. Это мистический триллер о святом Христофоре, у которого была песья голова. Я заключил недавно договор на съемки спортивной драмы, веду переговоры с «Первым каналом» по поводу восьмисерийного сериала. В кино примерно семь-девять процентов из того, что делаешь, состоится. Я снял 15-16 работ как режиссер и продюсер, а разговоров было – сотни. Не очень большая выработка – особенность профессии.

Как сняться у Кончаловского?

Съемки фильма – это полтора-год жизни. У режиссера, если он много снимает, кастинг занимает неделю и проходит раз в полтора года. Важно попасть не к конкретному режиссеру, а к хорошему агенту, он всегда заметит талантливого человека. Нужно найти 10-15 хороших кастинг-директоров, записать пробы, послать диск или ссылку. Мой кастинг-директор ходил на курсовые работы первого, второго, третьего, выпускного курсов актерского вуза. Агент тебя замечает и начинает продавать за деньги. Могу посоветовать Юлию Марину в Москве.

Фото: ГосИндекс / Роман Минеев

Комментарии читателей
Все статьи